Связь:
+7 (909) 251-01-08
outcinema@yandex.ru
Санкт-Петербург, Ковенский переулок 14
 
ЕГОР ЩЕРБОТА
20 СЕНТЯБРЯ 2018

ВООБРАЖАРИУМ ТЕРРИ ГИЛЛИАМА

Девять компонентов, без которых невозможно представить творчество режиссера.
Один из признаков режиссёрского мастерства – это способность к созданию неповторимого и узнаваемого стиля. Глядя на фильмографию таких авторов, как Терри Гиллиам, мы будто имеем дело с калейдоскопом: кусочков всего ничего, но стоит встряхнуть их, перемешать — и вот уже складывается новый узор, новый мир. Посмотрим из чего состоит фантасмагорическая вселенная мастера...
I. МИРОВАЯ ИСТОРИЯ
Да, Гиллиам действительно обожает обращаться к мировой истории. Большинство сюжетов его картин, особенно ранних, разворачиваются в прошлом — далёком и не очень. Средневековье («Монти Пайтон и Священный Грааль», «Бармаглот») и эпоха Наполеона Бонапарта («Бандиты во времени», «Братья Гримм») не раз оказывались в центре внимания режиссёра, впрочем, как и античность, период правления Османской империи, 19 век в Германии и крушение «Титаника». Гиллиам шутя жонглирует веками, а его герои очень любят путешествовать во времени.
II. МИФЫ И ФОЛЬКЛОР
Где история – там и миф. Уже с первых фильмов режиссёр проявляет себя как любитель и собиратель всевозможных легенд и сказок. Так, например, «Монти Пайтон и Священный Грааль» основывается на вывернутых наизнанку сказаниях о поисках рыцарями ценного христианского артефакта. Этот же мотив спустя много лет мы встретим и в «Короле-рыбаке». Среди персонажей встречаются карлики (они есть почти в каждом фильме), великаны, колдуны, целая россыпь героев Братьев Гримм, а также легендарные Робин Гуд и король Артур, Венера и Агамемнон. Во вселенной Гиллиама миф срастается с реальностью.
III. МОНСТРЫ
Ну а какие же легенды и сказки без чудовищ? Режиссёр плодит монстров с особым удовольствием и изощрённостью. Дракон из «Монти Пайтон», Бармаглот, Огр из «Грабителей во времени», Смерть «В Приключениях Барона Мюнхгаузена» — самые яркие из них и привлекают внимание едва ли не больше, чем положительные герои. К тому же создан этот бестиарий был практически без применения компьютерных технологий, благодаря чему чудища выглядят еще более «живыми». Мелких бесов и чертей среди них и вовсе не счесть, и появляются они не только в сказках — нечистая сила также приходят к персонажам «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» в их галлюцинаторных трипах.
IV. КАРНАВАЛЫ
Можно сказать, что в целом вся фильмография Гиллиама – это сплошной карнавал, абсурдный спектакль. Сами персонажи также любят театрализации: в «Грабителях во времени» разыгрываются представления перед Наполеоном, истории барона Мюнхгаузена показываются публике из-за занавеса, «Воображариум Доктора Парнаса» и вовсе рождается из аттракциона, а Братья Гримм выдают за чистую монету инсценировку охоты на ведьм. Эти сюжетные матрешки — истории в историях — позволяют нам ещё глубже нырнуть в мир режиссёрских фантазий.
V. ТРИКСТЕРЫ
Хитрые, всех обманывающие и вечно нарушающие правила герои – вот каковы настоящие трикстеры. В лентах Гиллиама их полно: уже ни раз упомянутый Мюнхгаузен, доктор Парнас, карлики-путешественники, братья Гримм, сумасшедший зоозащитник из «12 обезьян» и доктор Хантер Томпсон то и дело втягиваются в очередную авантюру, чтобы в очередной раз выйти сухими из воды. При всей своей безалаберности они настолько обаятельны, что забыть их после просмотра совершенно невозможно!
VI. НАРКОТИКИ
Не самый явный, но довольно яркий мотив, воплощенный в «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе» и в «Стране приливов». Герои подвержены наркомании и алкоголизму, они съезжают с катушек, что приводит к ужасным последствиям. Это дает нам толчок к исследованию их мрачных, но в то же время не менее фантастических и потусторонних миров.
VII. КИБЕРПАНК
Как бы не любил Гиллиам все архаичное и древнее, в более поздних своих работах он также прибегает к изображению высоких технологий. В «12 обезьянах» главный герой – узник постапокалиптической тюрьмы – путешествует на машине времени, чтобы спасти мир от вируса. «Бразилия» – мрачная антиутопия, где компьютер – это бог и судья, а в «Городе Зеро» виртуальная сеть уводит главного героя в созданный им новый идеальный мир. Мелькающие экраны, странные гаджеты, трубы и много-много проводов – вот технократическая архитектура гиллиамовского киберпанка.
VIII. ЭСКАПИЗМ
Чаще всего именно побег от тяжелой реальности приводит героев Гиллиама в сюрреалистические вселенные. Сэм из «Бразилии» воображает себя крылатым героем-архангелом, чтобы забыть о повседневности, Джелиза-Роуз из «Страны приливов» убегает от компании злополучного отца-наркомана, Кон Лэт из «Теоремы Зеро» погружается в виртуальные миры за любовью и приключениями, а Джек из «Короля-рыбака» прячется в чужих фантазиях от депрессии. Действительность мрачна, спасение – в сказке.
IX. ЧЕРНЫЙ ЮМОР
И, наконец, в каком бы жанре не снимал Гиллиам, будь то драма, сказка или комедия – везде сквозь экран проглядывает хитрый прищур мастера. Он насмехается над религией и историей, смеется в глаза смерти, хохочет над людскими пороками, слабостями и недостатками. В этом и парадокс, и феномен Гиллиама – он одновременно и добрый волшебник-визионер, и острый на язык сатирик. За что мы его и любим.
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого портала.
Также вы можете перевести любую сумму по Сбербанк Онлайн:

4817 7600 8370 3508
ЕЩЕ ТЕКСТЫ АВТОРА
Made on
Tilda