Связь:
+7 (909) 251-01-08
outcinema@yandex.ru
Санкт-Петербург, Ковенский переулок 14
 
ДАША ГУБИНА
23 СЕНТЯБРЯ 2018

ЖЕНЩИНА В ПЕСКАХ

Движение неподвижного «Калипсо».
Режиссер: Хироси Тэсигахара
Страна: Япония
Год: 1964

Что значит «существовать», «жить», быть «членом общества», «гражданином страны»? В эпоху бюрократии человек как бы подтверждает что он «есть» огромным количеством документов, среди которых паспорт и свидетельство о рождении, не говоря уже о различных страховках и информации в базах данных. Одним словом, всего того, что дает нам какие-то гарантии: медицинскую помощь, получение визы и так далее. А что, если у человека нет необходимых бумажек? Или даже так — паспорт и все к нему прилагающееся имеются, а человек пропал, и искать его некому? Означает ли первое, что его не существует, а второе, что все в порядке? Казалось бы, нелепые вопросы, касающиеся лишь формальностей. Однако режиссер «Женщины в песках» — экранизации одноименной книги Кобо Абэ — рассматривает их под очень неожиданным углом.
По сюжету обычный служащий среднего возраста, увлекающийся энтомологией, едет подальше от города в поисках редких насекомых, которые увековечили бы его имя в одном из справочников. Начиная с этого момента мы погружаемся в несколько кафкианскую реальность: это не гротеск, но отчаяние, бессилие и тщетные попытки героев что-либо изменить сравнимы с аналогичными чувствами у персонажей гениального австрийца. Отличие в том, что Тэсигахара ведет свое повествование отстраненно, по возможности избегая оценок. В его мире нет хороших людей и нет плохих, а есть только безымянные — с незапоминающимися лицами, вынужденные бороться за выживание. По сути, нам представлен только главный герой - случайно попавший в ловушку Ники Дзюмпэй. В поисках насекомых Ники попадает в деревню, где ему предлагают переночевать. Воодушевленный времяпрепровождением в аутентичном сельском домике, находящемся в яме, как и большая часть строений в этой местности, он не придает значения словам хозяйки дома, предостерегающей, что он останется в этом месте на неопределенное количество времени, а точнее — навсегда. И вот герой, беспомощный, оказывается на дне ямы без возможности выбраться и убежать: веревочную лестницу подняли и незадачливый энтомолог оказался в ловушке. Мучителям не важно его имя и кто он. Это один из многих моментов, вызывающих волну негодования: теперь у этого человека нет никаких прав и свобод, он словно бездушный инструмент в руках новоиспечённых рабовладельцев. Имя «взявшей его в плен» женщины также не разглашается. Мы видим только, как она смотрит на Дзюмпея полными кроличьей покорности глазами (Абэ не случайно постоянно сравнивает её именно с кроликом, которых, зачастую, разводят просто на убой) и старается ему услужить, чтобы он смирился со своей участью и наконец успокоился.
Один из очень важных, на мой взгляд, моментов, который проходит красной нитью через весь фильм - это песок. Да, немного странно, но именно он символизирует всю квинтэссенцию творящегося здесь абсурда. Представляясь огромной покоящейся массой, на самом деле он все время находится в движении, усложняя жизнь обитателям деревни. Мы привыкли считать песок совершенно сухим, но дерево гниет, находясь под его толстым слоем. То же самое происходит и с людьми в этой печальной картине. Они не являются личностями: их, скорее, хочется назвать животными. Пытаясь сохранить свою родину, они потеряли абсолютно все, кроме ее внешнего вида. У них не осталось ни духовности, ни традиций — ничего, что обычно наполняет жизнь людей смыслом даже в самых глухих местах. И Ники, так отчаянно пытавшийся урвать хоть несколько минут свободы и не ставивший ни во что свою «хозяйку», в итоге все же остается в этой деревне, привязанный к ней, словно собака к клочьям собственной остриженной шерсти в книге Кобо Абэ. Как незаметно, но неуклонно движется песок, так происходят и изменения в сознании человека — из крайности в крайность. Женщину увезли в больницу, а лестницу наконец спустили. Еще недавно герой был готов на всё — и волосы на себе рвать, и прилюдно заняться сексом ради прогулки вне ямы, а теперь он добровольно спускается вниз и снова идет «отбывать повинность». «Еще есть время чтобы уйти, я смогу сделать это в любой момент» — думает он, гуляя по дюнам.
Прошло шесть лет. Пропавший без вести Ники Дзюмпэй объявлен мертвым. Конец.
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого портала.
Также вы можете перевести любую сумму по Сбербанк Онлайн:

4817 7600 8370 3508
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Made on
Tilda