Связь:
+7 (909) 251-01-08
outcinema@yandex.ru
Санкт-Петербург, Ковенский переулок 14
 
ДАША ГУБИНА
8 августа 2018

БРОСАЙ ЧИТАТЬ, СОБИРАЕМСЯ НА УЛИЦАХ!

Ящерица в бутылке из-под кока-колы.
Режиссер: Сюдзи Тераяма
Страна: Япония
Год: 1971

Фильм, который кричит во весь голос. Фильм, который заставляет отвести взгляд.
70-е годы в Японии, переломный момент. Все дальше общество уходит от традиций и истории страны, все больше теряется свойственный Японии менталитет, рушатся все ценности. И уходит оно к идеализированной «американской» модели жизни, перенимая лишь массовую культуру, что, по мнению Сюдзи Тэраямы, делает ее зависимой, загоняет в угол и обрывает связь с прошлым, которая очень важна.
В ленте отсутствует сложный сюжет. Режиссер показывает несколько дней из жизни обычного японского юноши и его отношение к ситуации в стране. Это можно назвать основой, на которой держатся все детали, составляющие, какими бы они не казались несовместимыми, субъективную и предельно эмоциональную картину Японии того времени.
Так о чем же она? О парне, находящемся между «новой» и «старой» Японией. Первая – это его бабушка и сестра Сацуко, вторая – футбольная команда, для которой он выполняет мелкие поручения. Он не учится, не работает, поэтому только эти люди составляют его круг общения. В команде играет его «друг» - Оми-сан. Оми старше и опытнее, он уже как будто живет в новом обществе, где нет уважения ни к старшим, ни к слабым, отсутствуют строгие моральные нормы, много ярких вещей, а о более или менее глубоких отношениях между людьми и речи быть не может.

Оми не помнит своих родителей, он бежит вперед, не оглядываясь в прошлое.
Главный герой страдает после ухода бабушки, ему больно и противно видеть отца-должника, подглядывающего в женском туалете. Он пытается изменить его жизнь, купив у знакомого ларёк, который, увы, оказывается краденым.

Оми встречается то с одной девушкой, то с другой, не стесняясь присутствия друга при их близости.
Главный герой плачет, находясь в комнате проститутки и отказываясь поддаваться ей.

Фильм Тэраямы наполнен символами, которые помогают лучше понять, как режиссер видит ситуацию в своей стране. Бабушка, которую против воли хотят увезти в дом престарелых американского образца. Фотографии Чарли Чаплина и картинки с Микки маусом на двери комнаты Оми. Последнее кажется нам безобидным и совершенно нормальным, но в общем контексте картины эти детали приобретает негативное значение, как и настойчиво повторяющаяся фраза «вот голливудские фильмы, которые вам так нравятся, американцы, которыми вы восхищаетесь, жизнь, о которой вы мечтаете». Внутри комнаты - Сацуко, сидящая в одном пиджаке и отвечающая на крики брата о том, что Оми ее только использует, отчаянным «уходи». Песня, начинающаяся со слов «Зачем нужна история и как ее читать». Монологи в пустоту о сломанных железных крыльях.

Мощный политический подтекст вперемешку с психоделическим безумием, творящимся в сознании у подростка.

Финал фильма – сопротивляющегося юношу силой уводят от отца, стоящего рядом с тем самым злополучным ларьком. Он кричит и вырывается. В голове всё еще стоит его вопрос из предыдущей сцены – освободишься ли ты, земля японская? И, как самая точная характеристика – сравнение родной страны, подпавшей под влияние США, с ящерицей, выросшей в бутылке и потерявшей возможность выбраться, не разбив своё жилище.

Я не могу сказать, что мне понравилась эта работа Тераямы. Напротив – она мне совершенно не понравилась, но тот взрыв эмоций, то противоречие и безумие, которые не отпускали еще пару дней, сделали ее одной из самых значимых для меня картин.
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого портала.
Также вы можете перевести любую сумму по Сбербанк Онлайн:

4817 7600 8370 3508
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Made on
Tilda