Связь:
+7 (909) 251-01-08
outcinema@yandex.ru
Санкт-Петербург, Ковенский переулок 14
 

ХАРАКИРИ

Фильм режиссёра японской новой волны Масаки Кобаяси рассказывает о падении нравов в период сёгуната Токугава и благородстве, обернувшимся бесчестием.
Режиссер: Масаки Кобаяси
Страна: Япония
Год: 1962

Сэппуку — ритуальное самоубийство методом вспарывания живота, часть философии бусидо, кодекса поведения истинного самурая в обществе. К XVII веку, времени начала правления сёгуната Токугава, в Японии наступил мир, и воины больше не были нужны. Когда система подчинения самураев своему господину даймё рухнула, тысячи из них стали простыми ронинами — деклассированными самураями. Фильм Кобаяси описывает историю нищего Хансиро, одного из таких ронинов, который приходит к местному сюзерену из клана Ии, чтобы попросить разрешения совершить харакири во дворе его поместья.

Режиссёр Кобаяси был пацифистом, поэтому его идеи расходятся с пропагандистским японским самурайским кино времён Второй мировой, где самураи показывались как люди исключительной морали и долга, готовые в любой момент пожертвовать своей жизнью за господина и за Родину. Весь фильм герой Хансиро деконструирует идею бусидо и смысл долга. Представители клана Ии заявляют, что они образец благородства, но их действия расходятся с философией — они ценят внешний вид больше, чем собственно благородство. Рассказ о злоупотреблении властью не является чем-то новым, что делает «Сэппуку» актуальным даже в наши дни: власть предержащие показаны как лицемеры, которые проповедуют идеологию, которой они не следуют, что выводит проблему противостояния индивидуализма интересам государства, характерную для послевоенной Японии, на первый план.

Сценарий фильма представляет из себя шкатулочную композицию: в общей истории содержится несколько вложенных внутрь историй, что добавляет загадочности повествованию. Движения камеры изменяются вслед за сменой эмоций персонажей: медленные наезды во время диалогов, быстрый монтаж и наклон камеры во время экшн-сцен с вдохновляющими сражениями на мечах на фоне пустынных полей и усиливающая напряжение симметрия кадра — ни один вестерн не показывает так тонко психологию поединка! Отдельно стоит обратить внимание на саундтрек от знаменитого композитора Тору Такэмицу, который нагнетает атмосферу, добавляя к основной минималистичной теме тревожные аккорды и жёсткую перкуссию, что резко уводит фильм от типичного самурайского повествования и превращает историю в аллегорический триллер.

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
ЕЩЕ ТЕКСТЫ!
Made on
Tilda