Связь:
+7 (909) 251-01-08
outcinema@yandex.ru
Санкт-Петербург, Ковенский переулок 14
 
ЕЛЕНА ХРАМОВА
24 СЕНТЯБРЯ 2018

ЧЕЛОВЕК ГРИЗЛИ

Рецензия на документальный фильм Вернера Херцога о натуралисте Тимоти Тредуэлле.
Режиссер: Вернер Херцог
Страна: США
Год: 2005


«Человек-гризли» («Grizzly Man») Вернера Херцога внешне походит на среднюю документалку для телевидения: сенсационное содержание (человек, живший вместе с опасными животными, оказывается, наконец-таки, ими съеден), показания свидетелей и близких убитого (их имена неказистым шрифтом всплывают внизу кадра), съемка места происшествия, попытка реконструкции событий, всезнающий голос за кадром. Но шаг за шагом фильм, казавшийся телевизионной халтурой, обращается в чеховский рассказ о маленьком человеке, притчу о поиске им места в жизни, экзистенциальную драму потерявшегося в безучастном мире простака, который просто не может смириться с этим космическим холодом и отсутствием смысла.
Во время работы над фильмом Херцог просмотрел около ста часов видео со своим героем — натуралистом Тимоти Тредуэллом. Остроумной жестокостью со стороны режиссера было начать фильм с уверенной речи Тредуэлла, пафосной, как у персонажа старого боевика. В ней он называет себя «добрым воином» и заверяет, что никогда не погибнет от лап медведя, потому что не проявит перед ним слабости. Мы знаем о будущем человека на видео больше. Мы знаем самое сокровенное – то, как он умрет. Это лишнее, навязанное нам самой темой фильма, знание, заставляет нас чувствовать перед ним неловкость и даже вину. Мы знаем то, чего знать не должны, то, за что Тимоти было бы стыдно.

В основном Тредуэлл путешествовал в одиночку и снимал себя самостоятельно. В этих видео он по-ученически старателен: повторяет дубли по нескольку раз, объясняя возможному зрителю причины пересъемок (так дети обосновывают свои поступки в дневнике, который затем редактируют, веря, что рано или поздно его прочтут). Он топорно артистичен и неловок. Захлебывается от восхищения. Сентиментально льет слезы над мертвым лисенком. (Лисы по ходу фильма зарекомендуют себя обаятельными и социальными животными — почти как собаки). Но, помимо навязчивого желания покрасоваться, в видеодневнике также будет видна его невероятная открытость и уязвимость. За это ему прощается все. Несмотря на напористую глупость, нарциссизм и вредную, по сути, деятельность героя, ему сопереживаешь. Он родной, простой, неказистый. Сражается с браконьерами, которых в этом районе не существует, ругается с администрацией парка, гордится своей миссией, хвастается своим избранничеством, своей бодрой, безголовой смелостью.
Он — американский Дон Кихот, погибшая вместе с ним подруга – его несчастливый оруженосец. Момент смерти был записан на пленку. Если знать это до начала просмотра, каждый совместный кадр Тредуэлла с медведями будет восприниматься эпизодом хоррора в духе «Челюстей». (Море затихло, кто-то плещется в воде, кто-то выпивает на яхте, но камера почему-то сосредоточенно снимает того, плывущего, и почему-то снизу. Зритель чувствует приближение смерти). К счастью, Херцог не включает эти съемки в фильм. Видеоряда там и нет – на объективе стояла крышка, но звуки записались отлично. Вместо этого режиссер показывает себя, прослушивающим запись, свою реакцию, дрожание рук, шок.

Периодически Тредуэлл откровенничает с камерой, как с другом. Выглядит это также неуместно, но приоткрывает истоки его высоких целей. Натуралист-любитель до обретения «миссии» был обычным американским пьяницей, потерянным и одиноким. Жизнь не ставила перед ним задач, но свалилась на него скучным бременем, о котором он никогда не просил. Он хотел быть достойным, добиваться, преодолевать. Но судьба маленького человека однообразна и глуха, поэтому пришлось оглядеться и самому найти куда приложить силы. Понять, как перестать быть ничтожным и незаметным. Как стать выдающимся. И не просто им стать, но предъявить это миру. Получить заслуженное признание и тепло общественного приятия, сойти с социальной обочины прямиком в объятия масс. Именно поэтому он не просто отправляется на опасные территории парка в Аляске, но навязчиво документирует эту поездку. Регистрирует свою смелость на видео. Самозабвенно делится своей нелюбовью к миру человека, изображает медведей. А потом неминуемо возвращается к людям и делится с ними съемками. Доказывает им (и, должно быть, себе) свою состоятельность. Забавно, что в борьбе с бессмысленностью бытия он выбирает лишенную смысла цель – медведи Аляски в Тимоти не нуждаются.
В фильме «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета один из присяжных называет возможную причину лжи старого и немощного свидетеля: он хочет быть наконец услышанным. Для этого он может неосознанно пойти на преувеличение, небольшую выдумку, чтобы произвести впечатление, почувствовать на себе взгляды. «Очень печально быть никем»,– подводит он итог. С этим грузом нелегко справиться, но можно уйти в фантазию, спроецировать на реальность мир, где ты помогаешь принимать важные решения. Или спасаешь медведей от гибели, борешься за экологию, за равенство прав и возможностей, за единого бога. Нужно ощущать смысл (мы все это чувствуем). Иначе зачем все это?

Смерть Тредуэлла и его подруги из-за гризли стала первым за 85 лет подобным происшествием на территории парка. После обнаружения разрозненных останков оба медведя были убиты. Часть фрагментов тел была обнаружена в желудках животных. Ближе к концу фильма эти подробности с удовольствием просмакует маньяк-патологоанатом. Херцог попросил реального врача «изобразить актера, играющего патологоанатома», и тот сыграл блестяще. Вращая глазными яблоками и экспрессивно жестикулируя, он на собственном черепе показывает, куда медведь схватил Тредуэлла, повторяет его предсмертные фразы и говорит про «два пакета человеческих останков», извлеченных из хищников. Выглядит это, конечно, как китчевая шутка, но смотрится она все же издевательски хорошо.
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Мы будем рады любому распространению этой рецензии!
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого портала.
Также вы можете перевести любую сумму по Сбербанк Онлайн:

4817 7600 8370 3508
ЕЩЕ ТЕКСТЫ АВТОРА
Made on
Tilda