Информация:
+7 (909) 251-01-08
outcinema@yandex.ru
Санкт-Петербург, Ковенский переулок 14
 
#АНАЛИЗ

ВИКТОР ЭРИСЕ: КИНОКАМЕРА-КИСТЬ В РУКАХ СОЗЕРЦАТЕЛЯ

Автор статьи - Катерина Козлова, 3 ДЕКАБРЯ 2016
// Новое испанское кино обычно ассоциируется с именем Карлоса Сауры, однако одной из главных картин 1970-х считают «Дух Улья» Виктора Эрисе, молодого кинохудожника и критика. Его творческий путь, к сожалению, во многом связан с нереализованными проектами и незаконченными концептами. Что иронично, в своих немногочисленных картинах режиссер обращается к зрителю с некоторой недосказанностью сюжета, создавая репутацию «мастера недоговоренности».

Так, Эрисе неспешно снимал по одному полнометражному фильму в десятилетие, но после выхода документального фильма «Солнце в листве айвового дерева» в 1992 году, полноценных авторских проектов больше не случилось.
Все картины испанского режиссера обращаются к теме детства, природы и течения времени. Из реальности-без-прикрас, он выуживает мифологические образы, едва заметные под полотном повседневности. Отсюда его характерный амбивалентный тон: фильмы Эрисе и реалистичны, и сказочны.
Кадр из фильма "Дух улья", реж. Виктор Эрисе, 1973
/
В связи с постоянно меняющейся политической ситуацией в Испании в 60-х режиссеры перенаправляли свой взгляд и искали новые источники вдохновения. Ими стали события, происходящие на политической арене, а главным содержанием фильмов был протест против конформизма, против губительного влияния франкистского режима на человека и общество. В начале 70-х вышел «Дух улья», а Испания переживала очередные «заморозки»: в усилении цензуры и ликвидации вольнодумных журналов. Режиссер воспринимался как «борец», а значит — автор с большой буквы.

Однако, Виктор Эрисе обращался к другим средствам выразительности. «Дух улья» наполнен поэтичностью содержания и форм, а картинка больше напоминает работу живописца. Выстраивая сюжет на бесплодном «реалистичном» пейзаже, он акцентирует внимание на текстуре, композиции и игре света так, что они наполняются символизмом и особой атмосферой. Глаза уже не просто смотрят и зрительствуют, но чувствуют.
Кадр из фильма "Юг", реж. Виктор Эрисе, 1983
/
Через десять лет после «Духа улья», когда времена диктатуры были позади, но еще осмыслялись в испанском кинематографе, выходит второй фильм Эрисе «Юг». Используя все те же визуальные формы и стилистику, режиссер вновь обращается к поиску мифа в реальности. Интерпретируя свои детские мысли и переживания, Эрисе создает пропитанную аурой тайны картину-книгу, оставляя зрителю возможность «читать между строк». История создания фильма печальна. Та картина, которую мы видим, лишена финала в прямом смысле. Дело в том, что съемки пришлось прекратить из-за финансовых проблем. По просьбе продюсера Элиаса Керехета, Эрисе смонтировал фильм из того материала, который уже был снят, оставив финальную часть сценария до лучших времен, которые так и не настали. Однако, фильм в своем незаконченном виде имел успех у зрителей и критиков, которым отсутствие сценарного финала пришлось по вкусу.
Кадр со съемок док. фильма: «Солнце в листве айвового дерева»,
реж. Виктор Эрисе, 1992
/
Последний полнометражный фильм Виктора Эрисе стал документальным. «Солнце в листве айвового дерева» — это «золотая середина» в творчестве режиссера, который достигает настоящего баланса двух своих главных талантов: умение зафиксировать в реальном мифическое, как живописец маслом на холсте, и наполнить это особым символизмом, который выводит образ на уровень мысли. В «Солнце…» Эрисе как никогда близок к своей идее поэзии в кино. Весь фильм — поиск точек соприкосновения между живописью и кинематографом, «игра между замыслом и случаем».

Виктор Эрисе уникальный и незаслуженно забытый феномен испанского кинематографа. Создавая красоту в повседневности и пустоши, он наполняет ее завораживающим мистицизмом, который обволакивает зрителей ни с чем несравнимой атмосферой меланхолии. //
comments powered by HyperComments

ВИКТОР ЭРИСЕ, 1983

Made on
Tilda