Связь:
+7 (909) 251-01-08
outcinema@yandex.ru
Санкт-Петербург, Ковенский переулок 14
 

ЛЕОС КАРАКС

Леос Каракс — «странный» режиссер: на публике появляется исключительно в темных очках и c сигаретой, с журналистами общается редко, предпочитая общественности очень узкий круг близких друзей. Одним из них является Дени Лаван — экранное выражение Каракса, не менее «странный», но обладающий необычной формой магнетизма, уличный артист. Многие пишут о нем, как об альтер-эго французского режиссера. История этой дружбы начинается с первой полнометражной ленты и продолжается на протяжении всей фильмографии Леоса Каракса.

Алекс Кристоф Дюпон с детства много молчит, находя спасение от пестрого внешнего мира в немом черно-белом кино. Через жесты и эмоции актеров будущий режиссер понимает, в чем истинное волшебство кинематографа. В 16 лет бросает школу, берет псевдоним «Леос Каракc» и начинает снимать. Волшебство немого кино не единственное, что мотивировало юношу взяться за камеру. Побуждением к запечатлению момента была, конечно же, любовь. А точнее, влюбленность в Мирей Перье — муза и девушка Каракса. Задумав свой первый фильм, Каракс начал поиски актера, но безуспешно. Просматривая досье актеров из агенства, он нашел Дени Лавана, который тогда был уличным факиром и фокусником. После личной встречи, начинающий режиссер увидел в Лаване главного героя своего дебютного фильма: «Когда я задумал свой первый фильм Парень встречает девушку“, то никак не мог найти актера на главную роль. Я отложил съемки на год, потом еще на полгода Потом нашел Дени, и понял, что мне очень повезло. Кастинг - самое сложное. Это потом стало легко - меня всегда играл Дени, и девушка, которая на тот момент была моей подругой».

Первые картины режиссера пропитаны агонией «новой волны» французского кино: поэтикой Трюффо, бунтарской эпизодичностью Годара и его же влюбленностью в своих актрис. Но Каракс ищет собственный стиль и, уже во второй ленте «Дурная Кровь», собирает все влияние «новой волны», переосмысляя его с помощью кинокамеры, чтобы поставить точку. «Раньше много смотрел, но перестал после «Дурной крови». Мне наплевать, японское кино или французское, мне не наплевать на остров под названием «Кино».

Фильмография Леоса Каракса — это автобиографичный проект. Он складывает по крупицам собственную историю любви и депрессии, актеры которой не участвуют в кастингах — здесь все так же, как и в реальности — друзей не выбирают, они пересекают жизненный путь и остаются на отведенном им хронометраже. Именно поэтому главного героя первых лент зовут Алекс. В «Трилогию Алекса» объединены три фильма режиссёра, начиная с ленты «Парень встречает девушку».

«Дурная Кровь» и «Любовники с Понт-Нёф» — это история большой любви Каракса и Жюльет Бинош, исполнившая роли главных героинь. Каракс не общается с прессой, о его жизни зритель узнаёт из фильмов, которые он снимает. Уже выросший и разочаровавшийся в кино седеющий мальчик Леос Каракс создает «Любовников…» как безумец. Нарушает сроки, отстраивает новый мост и район Парижа, разоряет продюсера (вскоре после этого скончавшегося), и с перфекционизмом, который критики впоследствии сравнят с гигантоманией Вернера Херцога, переснимает сцены раз за разом, чтобы завершить фильм и одну из глав своей жизни. Поэтому лента балансирует на грани пошлости и катастрофы, любви и смерти, отчаяния и наивности. Все это и есть внутренний мир режиссёра.

На волне безумия Каракс, одержимый фанатичными идеями, пишет много сценариев и генерирует идеи для фильмов, которые один за одним будут отложены в дальний ящик. Следующий период жизни Каракса связан с русской актрисой Екатериной Голубевой. Он увидел ее на Берлинском кинофестивале в 15-секундном отрывке из фильма «Три Дня». И влюбился.

У режиссера две любви — к женщине и к кинематографу. И всегда эта любовь трагична. Атмосфера тоски и смерти оттеняет честное, но наивное чувство, делая его сложным и притягательным.

После восьми лет написания сценариев «в стол» Каракс находит музу и снимает фильм. «Пола Икс» — вольная экранизация романа Германа Мелвилла «Пьер, или Двусмысленности» — разгромлен критиками, но для режиссера он будет иметь особое значение.

На главную мужскую роль он впервые выбирает не свое альтер-эго — Дэни Лавана, а Гийома Депардье — харизматичного актера, поэта и музыканта. Работа над «Полой Икс» была откровенна в двух смыслах: честность внутреннего от режиссера к актерам и реалистичность эротики, которой Каракс раньше избегал. Он хотел добиться объемной естественности эпизода, поэтому эротические сцены актеры сыграли доподлинно, что в то время было несвойственно фестивальному кино. Это послужило одной из причин осуждения и неприятия публикой «Полы Икс». Уже через два года фильмы с порнореализмом, который инициировал Каракс, брали на фестивалях награды и не вызывали возмущений.

Депардье и Голубева после съемок не могли отделаться от своих экранных ролей. Они заболели теми же «болезнями», что и их персонажи, остро переживая внутренние терзания главных героев. «Пола Икс» стала прелюдией к XXI веку, в котором умрет одна из двух любовей Каракса: Екатерина Голубева впадает в депрессию и кончает жизнь самоубийством, оставив режиссера один на один с кинематографом.

Леос Каракс — мастер эпизода. Действующие лица в его лентах — любовь и смерть. Режиссер всю жизнь снимает один и тот же фильм, одни и те же страхи и чувства, но каждый раз герой и сам Каракс проходят дальше, падают ниже и чувствуют сильнее.
После долгого молчания Каракс собирает всё написанное — все идеи, сценарии, сны и трагедии — и снимает «Святые Моторы», в котором каждый кадр — метафора. Здесь привычная эпизодичность Каракса возведена в драматургический принцип, а кино превращается в театральную постановку, открывая кинорежиссеру новые возможности. Фильм — собирательный образ его личности и последняя глава в автобиографичном проекте. Сумасшедшая свистопляска сюжетов всех жанров кино от мелодрамы до триллера с танцами, музыкой и пиротехникой, объединенная потерей смысла и усталостью. «Святые моторы» — это результат тридцатилетнего пути режиссера, который вместе с ним прошел Дени Лаван. Только он способен перенести в бестелесную постановку физическое выражение концепта режиссера. Каракс даже шутя писал, что если бы Лаван отказался от роли, то пригласил бы на роль Чарли Чаплина или Питера Лорре.

«Святые моторы» Каракс посвящает Кате — жене и музе, которая ушла из жизни перед началом съемок. Вокруг режиссера сплотилась вся съемочная группа: «Первые дни мы очень волновались и пытались понять, выдержит ли Леос, не сломается ли. Мы держались, и Леос выдержал все два месяца съемок. Здесь перемешивались и траур, и ощущение, что надо идти вперед и преодолеть трагедию. Думаю, это очень отразилось на фильме, и сама Катя есть в фильме — она незримо присутствует в нем».

Раньше «мотором» его фильмов была любовь. Теперь Каракс «заводит» кино от топлива смерти, которая тенью легла на всё его искусство.

Каракса называют «проклятым поэтом»: близкие люди уходили от него слишком часто. Творчество французского режиссера-поэта пронизано энергетикой физического — пластичная динамика актеров и их физическое присутствие в картине.

«Что стало с моими друзьями? Теперь они живут в моих фильмах».

wikipedia.org | interviewrussia.ru | daily.afisha.ru | lookatme.ru | kommersant.ru | vm.ru | rg.ru | film.ru
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого портала.
Также вы можете перевести любую сумму по Сбербанк Онлайн:

4817 7600 8370 3508
ЕЩЕ ТЕКСТЫ АВТОРА
Made on
Tilda